В любом
проекте могут потребоваться консалтинговые услуги, организационная помощь, разработка инфраструктуры
приложений и информации, а также услуги внедрения. А BI- и PM-системы требуют разнообразного
набора технологических навыков, оптимальных методов и знания различных
функциональных областей. Сегодня явным образом прослеживается ориентация
на аналитические приложения, людей и процессы как на часть BI-стратегии, которая эффективно
поддерживает корпоративные цели и задачи. Успешное решение подразумевает
разработку всех уровней BI- и PM-инфраструктуры. Своевременное завершение BI-проектов требует значительных
инвестиций в накопление опыта, однако некоторые не могут или не хотят делать
эти вложения. А значит, нужно искать людей, не единожды выполнявших BI-проекты и знающих, каким образом успеха можно
добиться быстрее.
Если
посмотреть на крупные компании, в которых работают тысячи квалифицированных
специалистов, то оказывается, что и эти организации нанимают специальных
сотрудников или опытных консультантов, чтобы добиться результатов в области BI и управления эффективностью.
Ряд
компаний руководствуется своим сложным опытом создания ERP-, CRM- и прочих корпоративных систем. Во
многих случаях, достигнув в итоге приемлемого результата, компаниям приходилось
преодолеть очень большие проблемы, и повторять их не хочется.
В
результате все больше растет спрос на услуги консультантов и внедренцев, которые
закрывают брешь в профессиональных навыках компаний. Консалтинговые фирмы и
системные интеграторы (CSI — consulting and systems integration) прелагают услуги, удовлетворяющие
этот спрос. Им, в свою очередь, приходится нанимать и обучать специалистов в
области технологий и продуктов, а также предлагать наиболее выгодные условия
работы опытным экспертам, чтобы заполнить ключевые позиции. Консультанты
вкладывают средства в инструменты и шаблоны для повторяемых, масштабируемых
разработок и внедрения. Кроме того, они постепенно двигаются в направлении к
стандартизации определенных сервисных компонентов.
В период,
пока поставщики формируют свои BI и PM-методы, для пользовательских организаций наступает
наиболее удачный этап для вступления в стратегические взаимоотношения. Таким образом они смогут повлиять на портфель услуг, который будет
предлагать CSI-компания.
В
результате у потребителей возникает масса возможностей выбора консультантов и
внедренцев. Это значит, что им необходимо выработать для себя ряд критериев, а
также изучить отзывы других потребителей (поскольку некоторые предложения еще только-только
появляются на рынке и не утвердились в своем качестве).
Характеристики рынка
консалтинговых и внедренческих BI -услуг
Так
как BI и PM-проекты имеют очень существенное
влияние на всех уровнях функционирования бизнеса, то растущие инвестиции в эту
область стимулируют и рынок BI-сервисов. К BI-сервисам относятся:
бизнес-консалтинг, IT-консалтинг, разработка, интеграция, внедрение и оптимизация BI-процессов и
приложений, а также интеграция связанных с ними технологий, приложений и
платформ.
На
сегодняшний день существует множество фирм, обеспечивающих полный спектр как BI-, так и PM-услуг. Однако есть компании,
которые сосредоточены только на отдельных узких сферах.
Рынок
консалтинга, внедрения и интеграции характеризуется высокой конкуренцией и динамикой. Предполагается, что в ближайшие
годы на этом рынке экономический рост составит 5,8 %, и достигнет более
20 млрд. к 2010 году. К 2012 году поставщики консалтинговых и
внедренческих услуг в области business intelligence обеспечат реализацию более 50% BI-проектов. Такой же рост возможен на
всем рынке услуг интеграции и консалтинга, куда входит обслуживание
бизнес-приложений, разработка приложений, инфраструктурные услуги и проч.
Масштаб
компаний-поставщиков растет за счет новых стратегий набора персонала и
карьерных возможностей, что позволяет расширять базу опытных специалистов.
Слияния и поглощения (merger and acquisition - M&A) используются для расширения предлагаемого
спектра возможностей.
Конечные
пользователи должны знать, что специализированные поставщики услуг все чаще
становятся объектами поглощений. Такая отраслевая консолидация может повлиять
на взаимоотношения организации с CSI-провайдерами. Условия контрактов обязательно должны
оговаривать дальнейшие отношения в случае слияния.
Критерии выбора
Выбор
поставщика BI-cервисов выполняется исходя из предоставляемых
возможностей, с целью ускорения внедрения, получения надежного результата,
управления расходами и сокращения рисков. Анализируя возможности провайдера, нужно разобраться, насколько он
конкурентоспособен и насколько успешным
может быть в будущем.
Здесь также
необходимо учитывать специфические особенности и отрасль, где функционирует
компания-клиент. Устанавливая критерии выбора CSI-поставщика, важно отразить желаемые
бизнес-цели клиента и согласовать их с корпоративными и техническими
требованиями.
BI- и PM-проекты требуют множества навыков, а также значительных ресурсов. Поэтому
внедряющая организация должна обладать целым портфелем услуг, чтобы решать проблемы
на всех уровнях. Перечислим основные критерии качественного обеспечения BI-сервисов:
- бизнес-опыт (в области
корпоративной эффективности и бизнес-процессов);
- организационный опыт (например,
в области управления изменениями и обучения);
- отраслевой опыт (например,
специализация в области розничной торговли, банковского дела, транспорта
или коммунальных услуг);
- опыт работы с продуктами
конкретных поставщиков;
- опыт в технических вопросах
(например, в моделировании данных или в разработке Хранилищ);
- опыт внедрения (например,
знание инфраструктуры, наличие инструментов и шаблонов);
- опыт в подборе наиболее
грамотных специалистов для каждого конкретного проекта;
- опыт управления проектами;
- способность к новаторским
решениям, умение обеспечить клиенту конкурентные преимущества.
Кроме того,
компания-поставщик BI- и PM-услуг должна обеспечивать:
- присутствие на рынке, то есть быть конкурентоспособной,
иметь определенную клиентскую базу, вызывать интерес у достаточно большого
числа потенциальных пользователей;
- проекты корпоративного уровня. То есть компания должна
продемонстрировать, что в ее багаже имеются проекты, используемые и
поддерживаемые в масштабах всей организации, а не только небольшие решения
на уровне одного отдела;
- инфраструктуру. То есть проекты должны включать различные возможности BI-инфраструктуры;
- услуги. Имеется в виду консалтинг и интеграция услуг для
конкретных проектов, а не только услуги по подбору консультанта или
разработке программного обеспечения. Поставщики BPM-сервисов должны постоянно
инвестировать средства в методологии, исследования, а также
совершенствовать свои внутренние процессы и ресурсы;
- доход. Компания-поставщик сервисов должна демонстрировать стабильный
доход от услуг внедрения и консалтинга. Это один из показателей успешности
ее проектов.
Очевидно,
что при выборе компании, внедряющей и обеспечивающей консалтинг, нужно
учитывать удовлетворенность ее клиентов, широту и глубину предоставляемых возможностей,
умение комбинировать инструменты, технологии, методы, вступать в партнерство,
предлагать широкий спектр функций в различных отраслях, а также обеспечивать
своим клиентам преимущества за счет обучения персонала, сокращения сроков
разработки решений и повышения их ценности для бизнеса.
Внедряющая
компания должна обладать стратегическим видением предполагаемого проекта,
глубоко разбираться в BI- и BPM-рынках, оценивать текущие тенденции и хорошо знать
свою клиентскую базу. Важны масштабы и опыт общения с потенциальными
покупателями, согласованность в выборе методологий, грамотное распределение
ресурсов, постоянное расширение и повышение квалификации персонала. Кроме того,
имеет значение и подготовленность к будущему развитию отрасли за счет исследовательской
деятельности, внедрения методологий, а также партнерства с известными
поставщиками программного обеспечения.
Заключение
Сложность BI-проектов растет. Новые задачи
заставляют искать специалистов, обладающих опытом и проверенными методами,
обеспечивающими стратегический подход, а также поддержку расширенного
использования BI-инструментов и приложений. При выборе поставщиков таких услуг
необходимо руководствоваться рядом описанных выше критериев, а также учитывать
уникальные требования каждого конкретного бизнеса.