Российские операторы, получившие лицензии на оказание услуг
как междугородной и международной телефонной, так и зоновой связи, поставлены в жесткие
временные рамки по выполнению
условий лицензии, предусматривающих построение голосовой сети
и сдачу ее Россвязьнадзору.
Лицензиаты дальней связи должны иметь
точки присоединения во всех субъектах Федерации, а также междугородные
(семь штук — по одному в каждом федеральном округе) и международные (обычно строят
два до Урала и два за Уралом) узлы коммутации.
Зоновые операторы должны располагать одним
зоновым узлом коммутации и точками присоединения во всех городах субъекта Федерации.
Для связи узлов требуются каналы связи. При
детальном рассмотрении структуры капитальных и операционных затрат на построение и
обслуживание сети до момента выхода на точку безубыточности, расходы на оборудование
составят 15–30% от всех сумм, выделенных на
реализацию проекта. Основные издержки операторов приходятся на аренду каналов связи.
Как правило, операторы не склонны относить к затратам стоимость строительства сети
в случае, если она уже построена, хотя такой
подход не вполне корректен. Как же выбрать
оптимальное решение и что нужно учесть при
выборе? Существует «большая восьмерка» основных факторов принятия решения.
Фактор № 1. Технология
В России, как и во всем мире, очевидна тенденция миграции голосового (и не только голосового) трафика и сервисов на IP-сети. Это
обусловлено тем, что рынок требует гибких
интегрированных решений на базе IP, и если
заказчику не предоставить такое решение, он
уйдет к конкуренту. Для оператора содержать
две сети — TDM и VoIP — весьма накладно, что
приводит к неэффективному использованию
сетей, сложности мониторинга, необходимости содержать оборудование нескольких типов
и дублированию штата технических специалистов. Практически все голосовые операторы
мира, которые традиционно использовали TDM,
либо уже завершили, либо завершают миграцию на VoIP-технологию. Значит, при построении голосовых сетей использование только
TDM-решений, по крайней мере, недальновидно. Логичнее строить сети на базе технологии
VoIP, обеспечивающей возможность внедрения
более широкого набора сервисов и беспрепятственное сосуществование с TDM-сетями
партнеров. Разумеется как минимум должны
поддерживаться протоколы H.323 и SIP для
VoIP-сетей, а также ОКС № 7, DSS1 (ISDN PRI)
и 2ВСК для TDM-включений.
Фактор № 2. Функциональность и масштабируемость
Для того чтобы сдать сеть органам Россвязьнадзора, нет необходимости сразу закладывать в проект такие мощности оборудования
и каналов, загрузить которые оператор сможет только года через три. Соответственно,
можно значительно сократить не только
капитальные, но и операционные затраты.
К тому же, нужно быть уверенным, что используемое оборудование быстро и просто
масштабируется и данный процесс не вызовет перебоев в работе сети. Как правило,
операторы понимают, что построенная голосовая сеть должна приносить доходы не
только от базовых услуг, таких как транзит
и терминация трафика. Маржинальность на
рынке этих услуг стремительно снижается,
а потому следует заранее продумать возможности получения дохода от предоставления
дополнительных услуг, для которых голосовая сеть будет фундаментом и способом
«прийти к клиенту». А значит, голосовая сеть
должна удовлетворять условиям открытости,
что позволит быстро и просто разворачивать дополнительные сервисы. Желательно, чтобы поставщик решения мог предложить
достаточно широкий набор решений, легко
интегрирующихся в структуру сети, на базе
которых можно предоставлять широкий
спектр дополнительных услуг.
Фактор № 3. Централизованное
управление сетью
Развернуть, запустить и сдать географически
распределенную сеть — это лишь первый шаг.
Основные трудности кроются в последующих
процессах управления сетью и мониторинга
ее состояния. Но далеко не каждый оператор
хочет содержать штат технических специалистов в каждом узле сети, поскольку это наиболее
очевидный способ обеспечить круглосуточную
работоспособность всей сети. Для того чтобы
избежать таких последствий, требуется мощная и наглядная централизованная система
мониторинга состояния и управления сетью,
способная контролировать каждый узел.
Фактор № 4. Максимальное
использование существующих
сетевых ресурсов
Как правило, оператор строит голосовую сеть на
базе существующих сегментов сети, в которой
уже установлено какое-либо оборудование. Зачастую таким оборудованием становится оборудование передачи данных. Хорошим способом
оптимизации затрат является максимально полное использование существующего оборудования, например, доукомплектование голосовыми
(VoIP) платами по мере необходимости.
Фактор № 5.
Производитель решения
На первый взгляд существует множество производителей, которые могут обеспечить необходимую функциональность голосовой сети
дальней связи, но при детальном рассмотрении
выясняется, что количество решений столь
мало, что говорить о широком выборе не приходится. Существует множество голосовых
шлюзов и программных коммутаторов, но далеко не все их производители имеют:
- совместимость с другими решениями;
- присутствие в России;
- наличие отлаженной службы технической
поддержки, тем более в России;
- наличие складов замены оборудования;
- возможности обучения персонала оператора, который будет эксплуатировать оборудование.
Фактор № 6. Стоимость решения
Сегодня стоимость решений на рынке может
отличаться в 4–5 раз. Кстати, не всегда самое
дорогое решение является самым оптимальным. Так, стоимость полноценного решения
для сети оператора междугородной и международной связи может укладываться в $4–5
млн, а средняя цена оборудования для построения сети зонового оператора составит
около $0,5 млн. Разумеется, указанные цифры
слишком обобщены и сильно зависят от ряда
параметров, таких как география для зонового оператора, структура существующей сети,
ожидаемая мощность, рассчитываемая на основе бизнес-планирования, и прочее.
Фактор № 7. Количество
установок в России и мире
Мало кто из операторов захочет быть «подопытным кроликом» для производителя, у
которого пока нет или почти нет развернутых
сетей, подтвердивших свою работоспособность временем. Очевидно, выбор такого производителя характеризуется очень высокими
рисками длительного периода ввода сети
в эксплуатацию, а значит, возможны убытки, связанные с упущенными доходами. Еще
страшнее риски, вызванные нестабильностью
работы сети, которая приводит к потере доверия существующих клиентов. Как показывает
статистика, один довольный клиент приведет
2–3 новых заказчиков, в то время как один
недовольный клиент разубедит 12–14 потенциальных.
Фактор № 8. Сертификация
используемого оборудования
Совершенно ясно, что для легальной работы
в России по лицензиями зоновой, междугородной и международной связи необходимы только сертифицированные решения, причем сертификаты должны полностью соответствовать
условиям применения в телефонной сети связи
общего пользования (ТСОП) в качестве транзитного зонового, междугородного или международного узла автоматической коммутации.
Новые лицензионные условия появились относительно недавно, и некоторые производители
оборудования уже успели провести сертификацию своих решений в соответствии с данными требованиями.
Общая структура
VoIP-сети
Какова же структура сети, построенной на базе
VoIP-технологии? Основные элементы сети —
это транзитный программный коммутатор
(SoftSwitch 4-го класса) и VoIP-шлюзы, которые
управляются программным коммутатором и являются точками присоединения. Более детально структуру такой сети можно рассмотреть на
примере решения Cisco для построения междугородной и международной голосовой сети.
Программно-аппаратный коммутатор Cisco
PGW 2200 представляет собой решение операторского класса, пригодное для установки
в транзитных узлах сети оператора. Архитектура комплекса рассчитана на бесперебойную
работу в автоматизированном режиме. Критичные компоненты устанавливаются в резервированной конфигурации. Программное
обеспечение Cisco MGC работает на серверных
платформах операторского класса серии Netra
компании Sun Microsystems, соответствующих
требованиям 3-го уровня стандарта Network
Equipment Building System, под управлением
ОС Solaris.
PGW 2200 обеспечивает функциональную совместимость сетей с коммутацией каналов и
пакетной сети за счет использования подключений сигнализации ОКС № 7 к сетям пакетной
передачи голоса.
При помощи данного программно-аппаратного
коммутатора и голосовых шлюзов (например,
серии Cisco AS5000 и MGX8800) можно организовать шлюз в ТСОП для различных приложений, включая услуги международного и междугородного транзита.
PGW 2200 функционирует в двух режимах:
режиме контроллера сигнализации и режиме управления вызовами (softswitch или call
agent). В режиме контроллера сигнализации
PGW 2200 обеспечивает интерфейс сигнализации ОКС № 7 для голосовых шлюзов и серверов
доступа серии Cisco AS5000. В этой конфигурации PGW 2200 обслуживает только интерфейс
сигнализации ОКС № 7, а функции управления
и маршрутизации вызовов осуществляются
непосредственно медиашлюзами или проксисерверами SIP.
В режиме управления вызовами PGW 2200
терминирует звенья сигнализации ОКС № 7 из
ТСОП, принимает решение о маршрутизации
вызовов на основе анализа номерного плана
и управляет голосовыми шлюзами по протоколу MGCP. Также поддерживаются сигнальные
интерфейсы H.323 и SIP для обеспечения функции шлюза в ТСОП для клиентов сетей Н.323
и SIP. В данном случае основная функция
PGW 2200 — управление вызовами.
Одним из важных аспектов при построении
сети междугородной и международной телефонной связи является обеспечение требований к сетям и средствам связи для проведения
оперативно-разыскных мероприятий (п.2.10 Постановления об утверждении перечня
наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий
от 29.12.2006). Решить этот вопрос компании Cisco помог петербургский разработчик,
ООО «Дигитон», специализирующееся в том
числе на создании комплексов СОРМ и выполнения НИОКР в области телекоммуникаций, —
в декабре 2006 года был получен сертификат
на совместный продукт, обеспечивающий
СОРМ для PGW 2200.