Даже самые большие корпорации когда-то
были начинающими маленькими компаниями, но грамотное управление привело
их к успеху. В процессе развития все компании сталкиваются со схожими проблемами.
Современный рынок меняется очень быстрыми темпами, вынуждая компании искать
все новые методы эффективного развития.
Одни компании справляются со столь стремительными изменениями, другие не успевают
за лавинообразным развитием и реагируют
на изменения рынка слишком поздно. Результат отставания печален — 70% представителей
малого бизнеса в Северо-Западном регионе
России по статистике уходят с рынка в первый
год своей жизни. Что же нужно компании,
чтобы жить долго и счастливо?
В эффективном развитии компании сегодня
немаловажную, я бы даже сказал, ключевую
роль играют информационные технологии,
представляя собой основу для бизнеса. Чем
надежнее основание, тем легче развиваться,
меняться, расти. Клиенты сегодня стали более
требовательными, выбирая исполнителей,
они ожидают получить ответы на все вопросы в кратчайшие сроки и максимально исчерпывающего содержания. Информационные
технологии сегодня помогают компаниям решать многие бизнес-задачи. Решения, предлагаемые этой отраслью, становятся все более
сложными, но все более надежными, гарантируя работоспособность, гибкость и эффективность через 5, 10, а то и через 20 лет.
Как известно, существует 3 стадии развития
любой коммерческой структуры: «Закладка
основ», «Развитие», «Оптимизация». В проведенных компанией Cisco исследованиях
было выявлено, что на каждой из этих ступеней развития ключевые задачи, возникающие
у различных компаний, реализуются с помощью очень похожих ИТ-решений. Важно чтобы
эти реализации были оптимально подобраны
под особенности бизнеса и имели возможность
легко и быстро трансформироваться при переходе компании на новую стадию развития.
Существует два основных подхода к решению
ИТ-задач. Первый из них основан на минимизации стоимости владения ИТ-решением, второй — на минимизации капитальных затрат,
потраченных на ИТ-решение. Российские бизнесмены в большинстве своем предпочитают
воспользоваться вторым подходом, при котором выделяют минимум средств на организацию коммуникаций. Но такой подход
впоследствии приводит к максимальному
количеству убытков в процессе эксплуатации
такого решения. Этот подход часто выбирается руководителем из-за неуверенности
в завтрашнем дне компании, либо из-за элементарного незнания руководителем существующих на рынке предложений.
В итоге во многих компаниях отсутствует единая система, позволяющая сделать максимально прозрачными бизнесс-процессы, отсюда
усложняется работа бухгалтерии, клиентского отдела, увеличивается количество ошибок
из-за ручной обработки документов — все это
приводит к увеличению времени обслуживания клиентов. Таким образом компания несет
ежедневные убытки, усложняется процесс
мониторинга бизнеса, вероятность принятия
ошибочного управленческого решения увеличивается. Чем крупнее бизнес, тем сложнее
становится руководителю управлять им в условиях жесткой конкурентной борьбы.
По опыту общения с различными компаниями на разных этапах их развития, могу однозначно утверждать, что большинство из тех,
кто «выжил» на этапе «Закладка основ», уже
испытал на себе негативные результаты «российского» подхода.
Такие компании, сделав
нужные выводы, приходят на новый этап
«Развитие» с новым видением своих желаний
построения ИТ-инфраструктуры.
Когда компания находится на этапе «Рост»,
когда количество финансовых операций,
поток коммуникаций, количество клиентов
увеличиваются в геометрической прогрессии,
с помощью оптимизации ИТ можно оптимизировать нагрузку на персонал, не увеличивая штат сотрудников. Например, компания,
состоящая из нескольких филиалов в разных
регионах страны или мира, может построить
свою корпоративную сеть таким образом,
что эта сеть сделает управление более централизованным, снизив затраты на управление
и мониторинг сети. Так каждый из сотрудников получает доступ к необходимой информации, и эффективность каждого сотрудника
компании увеличивается. А при внедрении
в сеть голосовой почты и централизованной
IP-телефонии компания может экономить
как на телефонных переговорах между своими офисами, так и на всех остальных междугородних звонках. Кроме того, сотрудники
смогут оставлять необходимую клиенту информацию и получать ее от клиентов без непосредственного общения, а с помощью интерактивного голосового меню, тем самым
экономя рабочее время секретаря, свое время
и время клиента.
Теперь посмотрим на компанию в стадии
«Оптимизация». В этой стадии компания уже,
как правило, вышла за рамки малого бизнеса
и решает такие задачи как повышение лояльности клиентов, их удержание, повышение
конкурентоспособности. ИТ-отдел на этой
стадии обычно решает задачи оптимизации
бизнес-процессов, интеграции большей части
приложений с существующими сетевыми сервисами и т. п. Например, ERP- и CRM-системы
интегрируются с существующим Call-центром
и системой IP-телефонии.
Внедрения ИТ-решений на любом этапе развития компании должны соответствовать бизнес-плану компании. Для того, чтобы понять,
какое ИТ-решение на данном этапе будет
наиболее эффективно выполнять стоящие
задачи и какое из них будет наиболее полно
отвечать перспективам развития компании,
необходимо учесть особенности развития
именно этой компании, особенности развития бизнеса этой компании и, разумеется,
особенности работы того или иного внедряемого ИТ-решения. Зачастую, сталкиваясь
с подобной задачей, компания не в состоянии провести грамотную работу по планированию и внедрению ИТ-решения самостоятельно. Чаще всего штатные ИТ-специалисты
не имеют достаточного опыта по внедрениям
и интеграции различных систем, поэтому компании предпочитают передать решение такой
важной и сложной задачи в руки грамотных
и опытных специалистов.
Сегодня существует большое количество компаний системных интеграторов и производителей оборудования, которые могут наиболее
оптимальным способом спланировать и внедрить ИТ в компании любого размера и любого
направления бизнеса. У них даже существует
специализация по различным видам бизнеса
клиентов. Поэтому в случае необходимости
остается лишь найти нужного подрядчика
и все ИТ-вопросы будут решены быстро, оптимально и качественно. У производителей
в данном случае есть свои неоспоримые плюсы — никто так не знает внедряемое оборудование как они, поэтому консультации с представителем производителя всегда полезны
на этапе выбора оборудования и при его установке.
Если компания заботится о своем процветании и долголетии, если она всегда хочет быть
современной, развивающейся структурой
с большими возможностями и перспективами, необходимо уделять должное внимание
созданию и развитию информационных технологий внутри компании на всех этапах ее
развития. ИТ-отдел в современной компании
может и должен перейти из разряда
затратного в разряд прибыльного.
А загибается, когда начинает обрастать жиром, и его догоняют голодные южноазиатские последователи.
"Даже самые большие корпорации когда-то были начинающими маленькими компаниями, но грамотное управление привело их к успеху."
Вся грамотность сводилась к тому, что не надо тратить лишних денег на не основной бизнес, в том числе на ИТ.