Рост… Развитие… Карьера… План профессионального развития… Оценка… Аттестация… Обучение…
Все чаще и чаще мы сталкиваемся в своей повседневной (рабочей) деятельности с этими и со многими другими HR 1 терминами.
Что это такое? Для чего они нужны? Что с ними делать? Как это на мне отразится? Как это мне поможет? И это далеко не полный перечень вопросов, которые каждый и нас задает, когда дело доходит до "воплощения в жизнь" хотя бы одного из этих определений.
По роду своей деятельности (а я профессионально занимаюсь вопросами тестирования и качества больших корпоративных информационных систем - руковожу группой тестировщиков) мне также приходится сталкиваться с перечисленными выше понятиями, поскольку самая приоритетная для меня задача - это профессиональный, карьерный рост и развитие сотрудников. Поэтому в рамках данной статьи мне бы хотелось затронуть такие темы, как планирование личной карьеры и разработка плана профессионального развития.
Почему именно эти темы? На мой взгляд, во - первых, именно эти две вещи лежат в основе успешной карьеры, качественного и добросовестного выполнения своих обязанностей, а также достижения высоких результатов и, во - вторых, именно они на первых этапах вызывают наибольшее количество как психологических, так и технических сложностей: как планировать карьеру, как составлять план, что он должен в себя включать, как его использовать и т.п.?
Стартом для написания данной статьи послужило желание объяснить молодым "карьеристам" с чего начинать планирование карьеры, какое место в данном процессе играет план профессионального (и, кстати, личностного тоже) развития, для чего он нужен и из каких элементов состоит.
Все рекомендации и советы данной статьи носят достаточно общий характер, поэтому могут быть применены для любого человека, в какой бы сфере деятельности он не был занят. Дополнительно(поскольку моя текущая деятельность, все-таки, связана с тестированием и тестировщиками), последним блоком я постарался проиллюстрировать на примере, как может выглядеть путь профессионального и карьерного развития тестировщиков, т.е. специалистов в сфере Контроля Качества (или тестирования программного обеспечения).
О планировании карьеры
Планирование карьеры - это процесс, который включает выбор рода занятий, профессии, получение работы, рост (профессиональный и/или карьерный) на работе, возможное изменение карьеры и, в конце концов, выход на пенсию.
Здесь же хочу отметить, что поскольку речь идет о некотором плане, то, как и любому другому плану, карьерному плану свойственны (и обязательно должны выполняться) следующие действия: постоянный мониторинг и оценка, сравнение фактических результатов с планируемыми, своевременное внесение корректировок, доработка, постоянное углубление и детализация и т.д.
Так с чего же начать? Как не ошибиться и сделать все правильно?
Для того, чтобы принять взвешенное решение относительно своей карьеры, сначала необходимо понять, кто вы и что вы из себя представляете. В этом вам поможет самоанализ и самооценка.
Самооценка - это процесс сбора и анализа информации о себе, которая включает знания и навыки, интересы, что нравится и что не нравится, сильные и слабые стороны.
Полученные в результате самооценки знания о ваших личных интересах, об отношении к чему-либо и ценностях помогут вам:
- Управлять вашими решениями, вашим жизненным направлением.
- Понимать и оценивать других.
- Быть гибким и способным видеть жизнь с различных точек зрения.
- Повышать удовлетворенность жизнью.
- Устанавливать карьерные цели.
Представленная ниже информация также поможет вам определиться с карьерными целями:
- Чего вы надеетесь достичь в жизни.
- Аспекты деятельности, которые вам нравятся и не нравятся.
- Знания и навыки, которые вы приобрели за счет образования, на предыдущих местах работы, за счет хобби, добровольной работы, клубов и рабочих организаций.
- Пройденные тренинги, курсы и образовательные программы, которые могут быть применимы к будущей работе.
- Личное время и усилия, которые вы готовы потратить для подготовки к продвижению по карьерной лестнице.
И, наконец, процесс планирования карьеры может быть упрощен за счет оценки вашего собственного "SWOT"
2:
Обязательно письменно зафиксируйте результаты самооценки и свои профессиональные и карьерные цели. Сделать это необходимо именно письменно, т.к. только когда человек перекладывает свои мысли на бумагу, он начинает осознавать их более четко и ясно, на бумаге мысли структурируются, обретают форму и содержание. Опять же будет к чему обратиться и от чего отталкиваться в случае оценки фактических результатов, пересмотра, доработки целей и т.п.
Результаты самооценки могут быть представлены либо в виде резюме или CV 3 , либо в любом другом понятном и удобном для вас виде.
Карьерные цели могут выглядеть в виде простого списка с описанием. Но в тоже время каждая цель должна быть "умной" (от англ. SMART), т.е. должна обладать следующими свойствами:
- Specific. Цель должна быть особенной, конкретной и точной. Т.е. из описания должно быть однозначно понятно, что эта цель означает именно для вас.
- Measurable. Цель должна быть измеряемой. Цель обязательно должна быть выражена количественно или иметь понятную количественную оценку.
- Achievable. Цель должна быть достижимой. Необходимо реально оценивать себя, сложившуюся ситуацию и не ставить перед собой заоблачных, недостижимых целей.
- Resulting. Цель должна быть результативной. По достижении цели обязательно должен быть виден результат. Т.е. состояние, в которое вас приведет достижение этой целей. Этот результат должен быть значимым для вас, либо для окружающих.
- Time. Цель должна иметь временные рамки. Т.е. обязательно необходимо определять период времени, который вы отводите для достижения цели.
О личном плане профессионального развития
Итак, в себе разобрались, с целями определились. Что же дальше?
Теперь настало время задуматься о том, каким же образом вы будете достигать поставленные цели, реализовывать имеющийся потенциал. Справится с этой нелегкой задачей поможет ваш личный план профессионального развития, который необходимо разработать.
Для того чтобы сделать хороший план профессионального развития на определенный период, необходимо прежде всего ответить и письменно зафиксировать ответы на следующие вопросы:
- Какие цели вы перед собой ставите на определенный период? С этим уже должно быть все в порядке, поскольку с целями мы уже разобрались.
- Какие задачи вы перед собой ставите на этот период? Задачи плавно вытекают из целей. Т.е. в данном случае задачи должны выступать средством достижения цели. Решение поставленных перед собой (прежде всего) задач должно каждый раз приближать вас к заветным целям (или даже мечтам!).
- Каковы ваши планы, приоритеты? Составление планов работ, планов - графиков работ с четко расставленными приоритетами и последовательностью выполнению - это тот перечень работ (максимально детализированных), выполнение которых позволит решить поставленные задачи. Данные работы (также как и цели) должны быть "умными", т.е. это не должно быть какое - то абстрактное описание (например, ознакомиться с существующими публикациями), о совершенно определенное действие с понятными результатами и временными характеристиками (например, к 1 июня прочитать книгу "Как стать настоящим профессионалом?").
- Что вы намерены предпринять для выполнения этих планов? Т.е. какие усилия вам необходимо приложить, какие действия совершить для выполнения обозначенных планов работ.
Для чего необходим данный план и развития и как его использовать?
Прежде всего, это личный план человека, который необходим ему для тщательного обдумывания и планирования собственных целей, а также способов их достижения и реализации.
Он помогает лучше разобраться в самом себе, своих желаниях и стремлениях.
Он позволяет вам отчитываться перед самим собой и контролировать свою работу.
Он все время напоминает и не дает забывать вам о вашей мечте!
С другой стороны, план профессионального развития помогает вам во взаимоотношениях со своим непосредственным руководителем в части подготовки отчетов о проделанной работе, при обсуждении проделанной работы с руководителем и постановке целей на следующий период.
Данный план может стать эффективным инструментом личного и профессионального роста и развития, а также базисом и отправной точкой для проведения регулярных оценок и аттестаций сотрудников.
Есть еще ряд преимуществ составления и использования такого плана - они перечислены ниже:
- Позволяет человеку быть самому себе хозяином и определять самому себе задачи
- Делает труд более плодотворным и заставляет проявлять инициативу
- Способствует продвижению новых идей до самого верха
- Стимулируют новые подходы к решению возникающих проблем
- Порождает диалог между сотрудником и его руководителем
- Видна работа - справляется сотрудник или не справляется
- Самостоятельное принятие решение о продолжении работы
Составляющие карьерного роста
Ниже представлена карта, разработанная Сергеем Устиновичем, директором департамента BPM компании КОРУС Консалтинг.
Она позволит вам лучше ориентироваться в "карьерном пространстве" компании, в которой вы работает. Эта карта выполняет роль проводника между вашими профессиональными, карьерными целями и планом профессионального развития. Т.е. она, в некотором роде, поможет вам определиться со способами достижения поставленных вами целей.
Теперь перейдем к более практическим вещам. Следующие два раздела посвящены тому, как может выглядеть карьера тестировщика, т.е. специалиста, который решил связать свою карьеру с областью контроля качества программного обеспечения.
По моему мнению, которое основывается на опыте собственной профессиональной деятельности и на постоянном мониторинге и анализе рынка, профессиональные тестировщики очень востребованы на сегодняшний день, количество профессиональных тестировщиков постоянно растет. Поэтому последующие два раздела будут интересны и, надеюсь, полезны как для самих тестировщиков при планировании и реализации своей карьеры и для руководителей, которые занимаются развитием и ростом своих сотрудников, так и для тех, кто только еще решает связать свою карьеру с тестированием.
Сначала для тех, кто раньше не сталкивался с тестированием, будет произведен небольшой экскурс в то, что же такое процесс контроля качества программного обеспечения и какие задачи он решает. Последний раздел описывает как может выглядеть карьера тестировщика и какими общими и специальными знаниями должен обладать тестировщик на каждом этапе.
О Контроле Качества программного обеспечения (Software Quality Control)
Контроль качества программного обеспечения (ПО) - это процесс тестирования выходных данных приложений в соответствии с определенными входными данными и их сравнение с ожидаемыми результатами.
Команда контроля качества помогает повысить качество с помощью тестирования, которое, в свою очередь, заключается в проверке тестируемого приложения на соответствие предъявляемым к нему требованиям.
Тестирование должно осуществляться на каждой стадии жизненного цикла разработки ПО: тестирование требований, тестирование проекта, тестирование кода, тестирование функциональности и, наконец, приемочное тестирование пользователями.
Контроль качества или верификация (verification)- это проверка или тестирование каких - либо элементов на предмет их соответствия определенным спецификациям. В то время, как обеспечение качества или валидация (validation) - это процесс проверки того, что все описанное в спецификациях, действительно отражает реальные потребности.
Карьера с Контролем Качества
См.
рисунок
Связав свою деятельность с контролем качества, с годами вы будете приобретать и совершенствовать множество различных знаний и навыков, техник и технологий. С какими бы навыками вы не родились и не выросли, необходимо постоянно приобретать новые знания и навыки. Несколько из важных знаний и навыков перечислены ниже:
1. Взаимодействие с клиентами
Умение общаться (взаимодействовать) с любым типом внешних клиентов, невзирая на их технические знания. Самоконтроль, который позволит не отклонять их нужды и жалобы, внимательно прислушиваться к ним. Способность трансформировать нужды и желания клиентов в технические требования (и наоборот).
2. Взаимодействие внутри команды
Умение общаться (взаимодействовать) с участниками своей команды, с участниками и руководителями других команд. Такое взаимодействие, помимо всего прочего, включает в себя такие вещи как обеспечение объективного видения любых происходящих изменений, а также обеспечение доступности (распространение) информации среди других участников команды.
3. Представление технической информации
Способность эффективно презентовать информацию, писать речи и статьи для публикации в установленном стиле и формате. Изучение руководств относительно того, как писать понятно, ясно, просто и таким образом, чтобы написанное было понятно и доступно как техническим, так и не техническим специалистам.
4. Управление временем
Цель заключается не в том, чтобы научиться эффективно использовать рабочее и личное время. У всех всегда 24 часа в сутки. Суть в том, чтобы научиться делать значительно больше, чем другие за доступное время.
5. Технические знания
Даже не имея базовых знаний и навыков в сфере IT, вы можете начать карьерный путь в сфере контроля качества.
Вот перечень начальных знаний, необходимых для быстрого роста в области контроля качества:
- Методологии и методики тестирования.
- Типы и виды тестирования. Различные классификации.
- Технические знания приложений, с которыми вы работаете (web - приложения, банковское ПО, безопасность и т.п.)
- Стандарты, методологии применяемые к тем приложениям, с которыми вы работаете.
- Создание тестовой документации.
- Стандарты в области тестирования.
- Разработка системной документации, системной архитектуры.
- Начальные навыки разработки ПО.
- Понятие жизненного цикла разработки ПО. Различные методологии разработки ПО. Какие место в них занимает тестирование.
- Автоматизированные средства разработки и тестирования.
- Основы баз данных и SQL.
6. Лидерские качества
Как лидер вы должны обладать:
- Дипломатическими навыками в общении с командой, которая будет гораздо лучше работать в атмосфере:
- Совершенствования креативности сотрудников.
- Повышения их ответственности.
- В которой сотрудникам комфортно высказывать свое мнение и устраивать дискуссии.
- Хорошим авторитетом для найма сотрудников и удержания квалифицированных кадров.
- Способностью фокусироваться на всех системных процессах и деталях.
- Способностью расставлять приоритеты в рабочем плане.
- Умением контролировать ход встреч и удерживать фокус на проблеме во время межфункциональных встреч.
- Влияние и навыки убеждения для проведения изменений в работе команды.
7. Опыт и навыки доказательства, убеждения. Авторитет.
Активно применяются в тестировании в рамках заведения и отслеживания ошибок. Также используется руководителями для оценки функциональных областей приложения с высокими рисками, при планировании временных рамок работ, при оценке стоимостной и производственной эффективности.
8. Дополнительное личностное совершенствование
Дополнительно к перечисленным выше знаниям и навыкам вы должны вырабатывать:
- Гибкость, открытость, готовность дать и получить обратную связь.
- Смелость принимать решения в критических ситуациях, в условиях отсутствия времени для обсуждений.
- Навыки решения проблем, математические и статистические знания.
- Умственную стимуляцию и логическое мышление.
однако, статья дана в простой форме и будет полезна начинающим...