Техническая библиотека CITForum.ru CITKIT.ru - все об Open Source Форумы Курилка
Все новости / Все статьи Деловая газета - шквал(!) IT-новостей :: CITCITY.RU
Первая полоса ИТ-Инфраструктура Телекоммуникации Безопасность BI Интеграционные платформы КИС IT-бизнес Ширпотреб Точка зрения

04.12.2020

Новости:


Все новости

Ширпотреб

«Хостинг АТС» — массовое VoIP-решение?

Невзирая на перенасыщение рынка различными решениями IP-телефонии для корпоративных сетей, позволим себе задать вопрос: а можно ли вообще без них обойтись?

Право задать вопрос именно так дает нам манера операторов строить свои предложения телекоммуникационных услуг. Ведь они действительно создают решения от малых предприятий до целых регионов, позволяя абонентам сократить инвестиции в оборудование. Кроме уже зарекомендовавших себя услуг абонентских линий, Е1-интерфейсов и новых подключений по VoIP в современном мире телекоммуникаций следует выделить еще «Хостинг услуг корпоративных коммуникаций», «Управляемые услуги» и ряд других новых возможностей. Этими возможностями уже давно начали пользоваться на Западе, прежде всего из-за более эффективных финансовых потоков, связанных с телекоммуникациями. Вкладывая средства в оборудование, компания должна предусмотреть затраты, актуальность которых зачастую теряется еще до окончания срока амортизации. А для обеспечения работоспособности корпоративной сети все равно нужно оплачивать услуги специалиста по технической поддержке.

Альтернативным способом является покупка готовой услуги, предоставляемой оператором, что позволит заменить единовременные инвестиции на регулярные платежи. Почти как кредитная система. Возможно, в прямом сравнении процент «интереса по кредиту» становится больше, чем просто покупка оборудования в кредит, зато услуга несет ряд дополнительных выгод и ощутимых преимуществ. То есть ответственность за качество и работоспособность инфраструктуры лежит на операторе, осуществляется круглосуточная поддержка, при необходимости клиенту предоставляется интерфейс управления услугой. Что немаловажно, даже для услуги «Хостинг АТС» (альтернатива небольшому офисному VoIP-решению) интерфейс управления услугой будет удобней, чем в большинстве дешевых систем корпоративного VoIP. Клиентский интерфейс управления — неотъемлемая часть «Хостинга АТС», который позволяет клиенту самостоятельно конфигурировать собственную сеть (внутренних клиентов), и делать это быстро и без участия оператора.

В чем же заключаются услуги «Хостинг АТС» и на каких клиентов они рассчитаны? Прежде всего в состав услуги входят абонентские терминалы (IAD, SIP-телефоны или мультимедийные РС-клиенты), которые объединяются единым номерным планом внутренней сети, корпоративной адресной книгой, возможностями по индикации присутствия, чатом коротких сообщений (построенный, как Instant Messaging, Unified Messaging) плюс возможностью послать SMS на мобильный телефон, видеокоммуникациями, файловым обменом, телеконференцией.

Список можно продолжить или укоротить в зависимости от оператора и его портфеля услуг. Основной смысл же — довести услугу до рабочего стола каждого сотрудника, предоставив все то, что может обеспечить корпоративная АТС с мультимедийными возможностями. Отличие от реальной АТС состоит в том, что управление коммутацией осуществляется централизованно — средствами сети оператора, поэтому услуга и называется «Хостинг АТС». Это может быть актуально для малых офисов, филиалов крупных компаний, среднего бизнеса, которые не имеют собственного IT-персонала, а потому для них предпочтительнее делать регулярные платежи, чем выстраивать инфраструктуру. К недостаткам услуги относится зависимость от канала связи, по которому осуществляется управление с сетью оператора, оттого для определенных случаев среднего бизнеса, но в особенности для крупных компаний, предпочтительнее сценарий «Управляемых услуг».

«Управляемые услуги» предполагают, что оператор устанавливает оборудование в офисе клиента и берет на себя ответственность за его обслуживание и работоспособность. Сущность услуги для конечных пользователей ничем не отличается от «Хостинга АТС» — те же терминалы на столах, мультимедийность и взаимодействие пользователей, тот же клиентский интерфейс администрирования. Принципиальная разница в надежности (атрибут качества), что обеспечивается способом организации услуги, а это, соответственно, приводит к возрастанию ее стоимости. Способы оплаты в обоих случаях обычно включают инсталляцию и ежемесячные платежи. Для «Хостинга АТС» — в зависимости от количества линий, для «Управляемой услуги» линии могут не учитываться.

Для подключения «Хостинга АТС» необходимо наличие у клиента широкополосного подключения к Интернету, внутренней LAN и Ethernet в местах установки терминалов. Альтернативой Ethernet может быть офисный Wi-Fi, через который работают смартфоны с программным SIP-клиентом. Использование SIP-протокола для управления коммутацией позволяет не задумываться над дизайном взаимодействия клиентской сети и сети оператора (оговорка: оператор это делает один раз для всех клиентских подключений, устанавливая пограничные контроллеры сессий — Session Border Controller, SBC). Управление коммутацией производится через канал доступа в Интернет, специальных интерфейсов управления не организуют.

Голосовой трафик, инкапсулированный в IP/UDP/RTP, передается напрямую между терминалами в сети клиента, выходит за пределы корпоративной сети только в случае звонка в сеть общего пользования или другому клиенту. Управление услугой осуществляется обычно через веб-интерфейс, возможно защищенный SSL. Дополнительных средств защиты коммуникаций, таких как SSL или IPSec для SIP или RTP, как правило, не реализуют. Это требует определенной степени доверия клиента к услугам оператора, его компетенции и способности построить адекватную систему защиты.

Оператор устанавливает SBC, который однозначно необходим в его сети для изоляции домена VoIP доступа от публичной сети. Задача SBC — замкнуть на себя VoIP-трафик, при этом желательно, чтобы оператор выделил трафик управления SIP в отдельный сетевой VPN, как только он вышел из сети клиента. Кроме того, SBC может выполнять функции «преодоления NAT» (NAT traversal). То есть обеспечивать VoIP-коммутацию даже в том случае, если SIP обмен между терминалом клиента и SIP-сервером оператора не был корректно выполнен клиентским маршрутизатором, соединяющим LAN с сетью оператора. Если же оператор не решает в сети задачу «преодоления NAT», то при подключении к услуге «Хостинга АТС» клиенту предлагается заменить маршрутизатор, что удорожает подключение и нарушает сложившуюся работу корпоративной сети.

Подключение «Управляемых услуг» выполняется точно так же, единственное отличие в том, что клиенту нужно разместить операторское VoIP-оборудование в своем офисе. Для доступа с целью управления оператор может организовать безопасный канал для постоянного мониторинга оборудования, установленного у клиента. Возможны ограничения, накладываемые оператором на количество одновременных соединений из сети клиента, вызванных конечным количеством логических VoIP-каналов в маршруте. Однако зачастую оператор вводит специальные ограничения на количество соединений, связанные с емкостью физического канала, по которому клиент подключен к сети. Это необходимо, исходя из соображений качества и справедливо как для «Управляемых услуг», так и для «Хостинга АТС».

Реализация контроля качества выполняется на сервере управления политиками коммутации с помощью функции «Управления пропуском вызовов» (Call Admission Control). С развитием VoIP особенно упростилась задача построения голосовых VPN. От любого программного коммутатора можно вынести удаленный шлюз или терминал практически на любое расстояние. В рамках VoIP-сети, как и в TDM с применением технологии Centrex, возможно выделение пользовательских групп с внутренним планом нумерации. Некоторые операторы вводят также дополнительные возможности по маршрутизации трафика, связанные с топологией клиентской сети передачи данных. В голосовой VPN могут входить все услуги и способы подключения, технически доступные в VoIP-сети оператора. Причем оператор делегирует клиенту управление внутренними номерами, а также частью задач по маршрутизации трафика.

Таким образом, VoIP VPN включает N-ное количество точек подключения, комбинацию услуг «Хостинга АТС» и «Управляемого оборудования» и интерфейс управления услугой и сбора статистики. Организационно это, пожалуй, самая простая услуга VoIP, так как требует только определения в единой пользовательской группе нескольких интерфейсов или терминалов, физически расположенных в разных местах. Оплата за VoIP VPN обычно определяется как стоимость инсталляции, а месячные платежи начисляются с помощью коэффициента, на который умножается месячная стоимость обычной услуги, как если бы она не входила в VPN.

Говоря об интерфейсах управления услугами и маршрутизацией, справедливо также упомянуть «Единый номер». Эта услуга предполагает выделение клиенту SIP-подключения с возможностью управлять вызовами, поступающими на такое подключение. Рассматривая SIP-подключение в качестве фрагмента сети общего пользования, абонент получает номер, для которого он управляет правилами обработки звонков. В параметрах маршрутизации учитываются такие значения, как, например, от кого (из адресной книги или с конкретного номера), в какое время поступил вызов. В результате вызов направляется согласно тому или иному правилу, определяемому абонентом самостоятельно. Например, на мобильный номер, на голосовую почту, сброс и ответ коротким сообщением. Управление правилами осуществляется через веб-интерфейс самим клиентом. Возможно также использование для этой цели системы IVR или сотрудника центра обслуживания клиентов, принимающего заявки по телефону. Услуга обычно оплачивается как стоимость подключения плюс месячные платежи, которые могут быть фиксированными или зависеть от объемов трафика и направлений исходящих вызовов.

Особое внимание следует уделить услуге «Телеконференция». Мост телеконференций предоставляет абонентам возможность провести аудио- или видеоконференцию, в которой могут участвовать как абоненты VoIP-сети, так и те, кто дозванивается до узла конференций через ТфОП с аналогового телефона. Пожеланием от оператора может являться выделение абоненту SIP-подключения с РС-клиентом, с помощью которого можно управлять конференцией, передавать файлы или проводить широковещательные презентации через Интернет. Наличие такой услуги в портфеле оператора помогает реализовать частично забытую потребность в селекторных совещаниях, на сегодняшний день реализуемую только в крупных корпоративных сетях. Способ организации и себестоимость позволяют операторам сделать услугу «Телеконференций» действительно массовой. Оплата обычно включает первоначальный платеж за активацию услуги и месячные платежи, зависящие от объемов трафика, генерируемого всеми участниками телеконференций. Услуга может включать или намеренно ограничивать видео, что также отражается на тарифах.

В заключение важно отметить наличие «товаров-заменителей», в том числе бесплатных услуг ICQ или Google, частично оплачиваемых услуг Skype и других. Принципиальной разницей с тем, что может предложить оператор, является интеграция телефонного номера сети общего пользования с рабочим местом, созданным на основе VoIP-технологии. Кроме того, оператор гарантирует работоспособность (а бесплатные интернет-ресурсы ее не гарантируют) точно так же, как гарантируют конфиденциальность данных абонента, передаваемых по операторской и клиентской сети.

Все, о чем шла речь в данной статье, в настоящее время доступно в Москве, Санкт-Петербурге, а также в ряде регионов России, в частности на Урале и в Сибири. Большинство операторов планирует внедрение этих услуг, поскольку они обеспечивают путь к предоставлению управляемых приложений — области рынка наименее развитой, но достаточно перспективной. Для оператора указанные услуги являются ключом к лояльности абонента. А для абонента — возможностью оптимизации финансовых потоков, экономии на эксплуатации собственной сети, а также гарантиями работоспособности телекоммуникационной инфраструктуры. Это позволяет быть уверенными в развитии рынка услуг и появлении дополнительных выгод для его потребителей.



"Экспресс Электроника"

Последние комментарии:

Самое интересное:


© 2004–2009 Проект CITCITY.ru