Техническая библиотека CITForum.ru CITKIT.ru - все об Open Source Форумы Курилка
Все новости / Все статьи Деловая газета - шквал(!) IT-новостей :: CITCITY.RU
Первая полоса ИТ-Инфраструктура Телекоммуникации Безопасность BI Интеграционные платформы КИС IT-бизнес Ширпотреб Точка зрения

25.09.2018

Новости:


Все новости

ИТ-Инфраструктура

MVNO как способ повышения КПД компании

В середине 1990-х годов в Россию пришла сотовая связь и практически сразу стала неотъемлемым инструментом бизнеса. Для корпоративных клиентов были разработаны тарифные планы на любой бюджет, от экономичных до безлимитных. Мобильные телефоны способствовали повышению мобильности, а значит, и эффективности бизнеса. Поэтому проблема высоких тарифов на мобильную связь на заре ее развития компенсировалась высокой востребованностью. Но сегодня компаниям уже мало просто корпоративных тарифов - нужны решения, которые не только обеспечат передачу голоса и данных, но полностью интегрируют мобильную связь в корпоративную информационную систему.

С целью реализации таких решений на рынок вышли операторы нового поколения - "Виртуальные операторы мобильной связи для корпоративного рынка" (B2B MVNO, Mobile Virtual Network Operators). Как и традиционные MVNO, виртуальные операторы для корпоративного сектора арендуют сеть и приобретают трафик у крупных традиционных операторов мобильной связи, однако ориентируются не на конечных пользователей, а на корпорации, которым они предлагают специально разработанные персонифицированные пакеты сервисов, кастомизированные под специфику бизнеса.

В 2000 году альтернативный оператор "Гарс Телеком" провел исследование потребностей крупных корпоративных клиентов в телекоммуникациях. Анализ ответов менеджеров, отвечающих за маркетинг, информационные технологии, продажи и развитие компаний, показал недовольство возможностями для бизнеса, предлагаемыми на тот момент крупными операторами сотовой связи. Причина была в том, что крупный оператор, что бы он ни заявлял, на самом деле не заинтересован в реализации персонального тарифного плана, организации групп пользователей с разными статусами, а также в предоставлении сервисов конвергенции фиксированной и мобильной связи. Но уже тогда на рынке работало довольно много компаний, затраты на IТ и телекоммуникации в которых достигали 10% от оборота. Корпоративные клиенты ожидали от телекоммуникаций отдачи, направленной на повышение эффективности бизнеса. Исследование помогло сформировать тренды развития рынка телекоммуникаций для корпоративного сектора, которые легли в основу стратегии компании, в том числе развитие направления мобильной связи для B2B-рынка. Среди этих трендов были следующие: мобильная связь может сыграть роль катализатора роста эффективности бизнеса компании-заказчика; мобильная связь в составе традиционной проводной телефонии станет нормой для рынка; разделение связи на фиксированную и мобильную исчезнет.

Тенденции нынешнего дня подтверждаются эволюцией запросов корпоративных клиентов: два десятилетия назад главной задачей была организация услуг связи и доступа в сеть в каждом офисе. Но с реализацией в 1990-е годы первых пользовательских IP-протоколов появились решения для объединения сетей фиксированной связи, мобильной и Интернета. Сейчас же бизнес ставит задачу объединить в корпоративную сеть всех сотрудников компании, независимо от их местонахождения.

Более чем пятилетний опыт работы западных MVNO показал состоятельность такой модели. Арендуя сети операторов мобильной связи, виртуальные операторы не становятся их конкурентами, но способствуют росту рентабельности их бизнеса, повышая эффективность загрузки мощности сетей и создавая стабильный дополнительный доход. MVNO поддерживают бизнес операторов мобильной связи, расширяя ассортимент, способствуя росту потребления услуг и, соответственно, абонентской базы. Кроме того, повышают конкурентоспособность партнерских операторов за счет роста продаж трафика, внедрения инноваций без дополнительных затрат, снижения риска оттока абонентов.

Несмотря на то что первый проект MVNO был запущен в нашей стране компанией "Корбина Телеком" на DAMPS-сети "ВымпелКома" еще в 1998 году, первые виртуальные операторы на платформе GSM, предложившие реальные нишевые тарифы и решения, появились только два года назад. Пионером среди крупных операторов мобильной связи стала компания "СоникДуо", ставшая в 2003 году хост-оператором для CountryCom, "Гарс Телеком", "МатриксТелеком" и Центральным телеграфом. Трое из операторов стали развиваться по другому пути, предлагая нишевые тарифные планы для конечных пользователей, а "Гарс Телеком" стал первым российским B2B MVNO.

Аналитики предсказывают, что в ближайшие пять лет абонентская база "виртуалов" в России превысит миллион пользователей, а рынок ждет стремительное формирование. Как оно будет на самом деле, во многом определит инертность мышления, преодолеть которую пока сумел только один российский GSM-оператор.

Мнения аналитиков относительно перспектив развития MVNO на Западе серьезно разнятся: одни ожидают, что абонентская база MVNO в Европе вырастет к 2009 году до почти 50 млн абонентов (с 13 млн в 2005-м). Другие считают, что абонентская база виртуальных операторов вряд ли превысит 30 млн пользователей.

Сегодня в мире работает свыше 200 MVNO с 20-миллионной абонентской базой. Кстати, мобильной связью теперь занимаются не только телеком-операторы: нередко MVNO (в том числе, и для корпоративного сектора) становятся компании, никакого отношения к телекоммуникациям не имеющие. Так, среди "виртуалов" отметились авиакомпании, сетевые магазины, производители бытовой техники, нефтяные и энергетические компании. В основе позиционирования таких MVNO - использование уже существующего, нередко раскрученного бренда. При этом далеко не каждый, даже очень известный бренд, решивший попробовать себя в качестве виртуального оператора для корпоративного сектора, сумеет достичь успеха. И хотя MVNO не нужно вкладывать средства в построение сети, виртуальный оператор просто обязан иметь специальную юридическую конструкцию и каналы связи с хост-оператором, собственную круглосуточную службу поддержки клиентов и биллинг, службы маркетинга и продаж, аналитическое управление, чтобы полноценно работать с корпоративными клиентами.

Одними из наиболее востребованных на российском рынке стоит считать услуги на основе интеграции фиксированной и мобильной связи, или FMC (fixed-mobile convergence). Данный сервис позволяет предоставить каждому сотруднику компании необходимую мобильность, упростив и повысив скорость взаимодействия всего коллектива. Среди "бонусов" конвергенции фиксированной и мобильной связи в рамках единой корпоративной сети - короткий набор с мобильного телефона и на него, система переадресации звонков внутри компании (в цепочке переадресации, в зависимости от индивидуальных настроек, участвуют стационарные и мобильные телефоны, голосовая почта и т. п.), возможность организации закрытых групп мобильных пользователей разного статуса со своими правилами дозвона. Например, для автотранспортной группы разрешены круглосуточные звонки в пределах группы, а также на фиксированные номера начальника гаража и начальника службы охраны. Для курьерской группы - звонки на внутренние номера и на городские номера (но только в рабочее время). Для группы логистики - исходящие междугородные и международные звонки и т. д.

Но пожалуй, самое важное - несмотря на большое количество реализуемых специализированным MVNO сервисов, клиент должен получать один счет, единые тарифы и действительно работающую службу поддержки. Только тогда происходит повышение эффективности управления персоналом, снижение затрат на связь, и в конечном итоге - рост КПД бизнеса заказчика.

Есть и еще один фактор, который некоторые эксперты считают ключевым, в то время как другие полагают, что показатель эффективности бизнеса с ним не связан. Это "usability" - нечто большее, чем просто удобство работы, которое получает каждый сотрудник и компания в целом.

Уже сегодня очевидно, что платформа GSM далека от идеала для работы на корпоративном рынке в современных условиях. Что, в общем-то, понятно: стандарт изначально не был ориентирован на передачу данных, хотя неплохо передает голос. Скорости GPRS не всегда хватает даже для пользования электронной почтой. Топология сетей GSM-операторов по-прежнему не снимает проблему роуминга между сетями хост-операторов. Поэтому, не учитывая высокий спрос, идеальное решение - прозрачный нумерационный план и кросс-операторские корпоративные тарифы, не зависящие от местоположения сотрудника - сегодня не может реализовать ни один из мобильных операторов связи, работающих на территории России.

Однако технические проблемы, скорее всего, будут решены в ближайшее время. Очередные проекты MVNO, объявившие о своем старте в прошлом году ("Народный мобильный телефон" (НМТ), "Евросеть", Netcom и Divizion), уже тестируют опытные зоны и ведут переговоры с хост-операторами. При этом речь уже не идет лишь о стандарте GSM. Правда, кроме "Гарс Телеком" пока о специализации на корпоративном секторе никто не заявлял.

Вторая проблема - законодательные ограничения. Правовой статус виртуального оператора мобильной связи не определен, не разработана процедура лицензирования его деятельности, так же как и не определены права предоставления сервисов на основе соглашения с лицензированным оператором.

Существующие правовые нормы дают "виртуалу" право называться дилером или сервис-провайдером, но никак не полноценным MVNO. Другая сторона законодательной проблемы определена принципами разграничения ответственности за качество предоставляемых услуг связи между хост-оператором и собственно виртуальным оператором. Применительно к корпоративному сектору этот вопрос является одним из ключевых, поскольку формирует отличный от розничного сектора подход к назначениям телекоммуникаций. В корпоративном секторе качество важнее цены.

Если учесть, что бизнес всегда выбирает лучшие в своем классе решения, то не стоит удивляться, если корпоративные беспроводные решения будут быстрее развиваться в части передачи данных с миграцией в сторону IP- и WiMAX-технологий по мере их дальнейшего развития. Уже сейчас именно IP-телефония помогает решить многие вопросы дальней связи, а развитие сетевых технологий ведет к тому, что передача голоса становится лишь частным случаем передачи данных.

Абонентская IP-телефония продолжит активно развиваться в ближайшие годы. Сегодня абоненты больше пользуются сотовыми, а не городскими телефонами. В последний год объем трафика сотовых сетей заметно превысил объемы трафика, переданного по системам наземной связи. Появление дружелюбных для непрофессионального пользователя приложений IP-протоколов будет способствовать еще более быстрому развитию IP-телефонии. С переходом на IP-протокол версии 6.0 передача голоса переживет бум, так как в новой версии трафик получает различные приоритеты. Протокол определяет голосовой, почтовый и другие виды трафика и задает приоритет передачи, то есть сначала передается голос или видеоконференция, а электронная почта может подождать. Со временем IP будет использоваться и в мобильных сетях, а технология WiMAX предполагает создание универсальных аппаратов, которые работают как IP-телефоны, а вне зоны действия WiMAX - как сотовые различных платформ (GSM, 3G, CDMA).

Собственно GSM в обозримом будущем останется, но будет играть роль бюджетной системы передачи голоса. Технология CDMA гораздо перспективнее, но все упирается в темпы строительства федеральной сети в этом стандарте. Многие возлагают надежды на сети 3G. Несмотря на значительные затраты на развертывание сетей третьего поколения (не менее $2 млрд), именно в строительстве 3G-сетей могут проявить себя виртуальные операторы: они будут способны взять на себя значительную часть вложений и рисков, которые так не хочется нести традиционным сотовым операторам, ведь затраты на привлечение одного абонента в несколько раз выше, чем в GSM-сетях, а перспективы возврата средств пока не определены.

Очевидно также, что в ближайшие годы "Гарс Телеком" перестанет быть единственным виртуальным оператором мобильной связи для корпоративного рынка. Следует ожидать роста интереса уже работающих MVNO к корпоративному сектору, поскольку конкуренция на розничном секторе требует намного более серьезных вложений в продвижение бренда. С другой стороны, корпоративному сектору нужны не сверхнизкие тарифы, а качественные и "умные" отраслевые решения. Так что виртуальным операторам мобильной связи для корпоративного сектора еще предстоит борьба за место под солнцем.



"Экспресс-электроника"

Последние комментарии:

Самое интересное:


© 2004–2009 Проект CITCITY.ru