Техническая библиотека CITForum.ru CITKIT.ru - все об Open Source Форумы Курилка
Все новости / Все статьи Деловая газета - шквал(!) IT-новостей :: CITCITY.RU
Первая полоса ИТ-Инфраструктура Телекоммуникации Безопасность BI Интеграционные платформы КИС IT-бизнес Ширпотреб Точка зрения

24.10.2017

Новости:


Все новости

КИС :: Управление эффективностью бизнеса

Управление бизнесом"по максимуму": BPM для финансовых учреждений

Технологии управления бизнесом (Business Performance management, сокр. BPM) сегодня приобретают отраслевую окраску, а отрасль, к которой приковано внимание поставщиков программного обеспечения данного класса - это сфера финансовых услуг.

Интерес поставщиков BPM-решений к финансовой сфере далеко не случаен - в качестве основных причин можно выделить следующие:

  • В соответствии с рекомендациями Базельского комитета (Basel II), банки должны более тщательно отслеживать достаточность основного капитала.
  • Несмотря на то, что для банков принципиальное значение имеет доходность - как их собственная, так и их заемщиков - они испытывают сложности с ее измерением и получением максимального значения этого показателя.
  • Часто крупным банкам, появившимся в результате поглощений, "в наследство достаются" десятки различных несовместимых систем, неспособных работать с одним и тем же банковским продуктом или клиентом.

Технологии BPM привлекательны для финансовых организаций, прежде всего потому, что банкам необходимо проводить многомерный анализ прибыльности, получать интегрированную оценку результатов деятельности с поправкой на риск и осуществлять планирование. Наконец, не стоит забывать об обязательных для всех стандартах управления рисками, включая нормативы Basel II.

Несмотря на то, что на сегодняшний день в большинстве случаев BPM-системы внедрены в крупных банках, это вовсе не означает, что продукты данного класса предназначены исключительно для "гигантов финансовой индустрии". Так, банки, страховые общества и управляющие компании, величина активов которых не превышает 100 млрд. долларов, также заинтересованы в улучшении результатов своей деятельности. Тем не менее, эти средние по величине финансовые учреждения пока не спешат развертывать BPM-решения, и связано это далеко не только со стоимостью данных продуктов. Дело в том, что BI-продукты, поставляемые некоторыми поставщиками, являются "точечными" решениями и предоставляют лишь часть необходимой функциональности. В результате, перед небольшими по размеру IT-отделами встает сложнейшая задача по интеграции множества таких "точечных" решений.

И всё же ничто не может остановить распространение передовых технологий - известно, что целый ряд средних по величине банков успешно завершил проекты по внедрению BPM-решений.

Если попытаться найти главного "поборника" технологий BPM, то им, вероятно, будет финансовый директор, решивший, что отныне компания будет полагаться только на достоверную и исчерпывающую информацию, которую может обеспечить BPM-система. Решение о необходимости внедрения BPM-системы может быть вызвано стремлением не отстать от своих конкурентов, а также необходимостью выполнять требования надзорных органов. Компаниям нужно больше прозрачности - с ее помощью можно улучшить управление операционным риском. С помощью нефинансовых, отличающихся от традиционных показателей, рассчитываемых в BPM-системах, можно улучшить управление рисками, включая риски, возникающие при выдаче кредитных карт и займов. Кроме того, акционеры и владельцы банковского счета требуют своевременного предоставления отчетности. И в отличие от любого производителя, для которого проволочка с подачей квартального отчета о доходах чревата возникновением незначительных проблем, для банка подобная задержка грозит серьезными осложнениями.

Если вернуться к началу статьи становится ясно, почему BPM-решения необходимы финансовым учреждениям - они позволяют оценить выгодность клиентов, новых продуктов, платежей, а также рентабельность с учетом рисков и ликвидности. Например, принято считать, что потребители персонифицированных банковских или брокерских услуг являются наиболее выгодными клиентами - с помощью BPM-системы можно проверить это предположение. Или запуская новые продукты нужно и можно подготовить "результативный" план, включающий планируемые доходы, затраты, маржу, долю на рынке, демографические данные, процент удержанных клиентов и другие финансовые и нефинансовые показатели.

Прибыльность - это не просто показатель, который значим сам по себе. Например, высокодоходная услуга или продукт могут быть нежелательны, если они сопряжены с высоким риском и требуют избыточной ликвидности.

С точки зрения затрат банки стремятся управлять прибыльностью различных платежных продуктов, которые они предлагают. Однако, истинную стоимость платежа установить сложно, поскольку очень немногие ясно представляют, как изменяются затраты по различным платежам в течение дня, и могут установить желаемую схему использования платежей. На самом деле, хотя в финансовых учреждениях и занимаются отслеживанием общекорпоративных издержек, связанных с рисками и мошенничеством, ни один банк не имеет исчерпывающего представления о расходах по платежам и не располагает методами сопоставления затрат с требованиями ликвидности и потребительскими предпочтениями.

BPM-системы позволяют моделировать различные процентные ставки и сценарии обмена валют, с помощью которых можно понять, как влияет на прибыльность изменение ставок. Некоторые ведущие системы управления эффективностью также включают инструменты упреждающего анализа, которые можно применять для минимизации рисков. Например, используя такую систему, можно сравнивать планируемые показатели с историческими данными - трендами - и внешними экономическими показателями и создавать модель бизнеса, которая обеспечит более точную оценку сомнительных кредитов. BPM-системы позволяют проводить многомерный анализ по продукту, клиентскому сегменту, географии и другим параметрам.

Ключевые показатели эффективности (Key Performance Indicators, сокр. показатели KPI), которые сегодня присутствуют на инструментальных панелях BPM-систем, включают такие показатели достаточности основного капитала, как отношение собственного капитала к активам и к займам, "леверидж", внутренние темпы роста. В качестве примера можно также привести качество активов, качество управления, качество прибылей и ликвидности, сюда же можно отнести и оценивание рисков.

Очевидно, что поставщики, которые специализируются на разработке решений для банковского сектора и обладают знаниями в предметной области, будут поставлять продукты, при использовании которых будут отсутствовать сложности, и общая стоимость которых не будет высокой. В отличие от систем общего назначения финансовые BPM-системы должны иметь встроенные функции, которые необходимы для банковских операций и задач, - например, вычисление среднедневного остатка на счете. Наконец, вряд ли стоит говорить о том, что совместимость с существующими системами является обязательной.

С учетом вышесказанного, автор статьи рекомендует рассматривать приложения, которые поддерживают встроенные финансовые функции, позволяющие быстро получить "дивиденды" и одновременно уменьшить расходы на разработку. Дело в том, что специализированные BPM-решения стали поставляться как коробочные продукты, в которые была включена поддержка лучших практических методик, изученных поставщиками программного обеспечения в ходе реализации своих проектов в финансовых учреждениях. Благодаря этому, во-первых, эти продукты стали более "управляемыми", а, во-вторых, уменьшилась загруженность специалистов IT-отделов. Некоторые поставщики разработали решения, размещаемые на серверах клиентов. Применение данного подхода, также известного как предложение по требованию, позволяет снизить риски и привлечь новых клиентов.

Чтобы ни делал банк, если его конкуренты уже приступили к реализации проекта по внедрению BPM-решения, в определенный момент окажется, что они лучше управляют эффективностью своего бизнеса. Сегодня имеются отличные решения, включая ERP- и специализированные отраслевые системы. Так, BPM- решения, в которые встроены необходимые финансовые функции и практические методики, позволяют сократить расходы. Таким образом, совершенно очевидна необходимость применения данных программных продуктов. И хотя внедрение BPM-систем в финансовых организациях может быть нисколько не легче по сравнению с другими отраслями экономики, результаты использования этих систем могут быть гораздо ощутимее, когда эти новые системы помогут раскрыть сложные взаимосвязи и отношения между ассортиментом продуктов, стоимостью, прибыльностью, ликвидностью и рисками.

Оригинальный текст статьи можно посмотреть здесь:
Maximize Business Performance: BPM for Financial Institutions



Intersoft Lab

Последние комментарии:

Самое интересное:


© 2004–2009 Проект CITCITY.ru