Техническая библиотека CITForum.ru CITKIT.ru - все об Open Source Форумы Курилка
Все новости / Все статьи Деловая газета - шквал(!) IT-новостей :: CITCITY.RU
Первая полоса ИТ-Инфраструктура Телекоммуникации Безопасность BI Интеграционные платформы КИС IT-бизнес Ширпотреб Точка зрения

18.07.2018

Новости:


Все новости

КИС :: Управление бизнес-процессами, Интеграционные платформы, ИТ-Инфраструктура

«Лестница в небо» (Модернизируем ИТ инфраструктуру банка)

Введение

Для начала небольшая загадка, которая позволит лучше понять тему статьи. В комнате было 30 горящих свечей, 10 задули. Сколько останется? Ответ найдете в статье.

Ни для кого не секрет, что конкуренция на банковском рынке в настоящее время чрезвычайно обострена и продолжает обостряться. Все больше банков выходят на рынок розничного обслуживания, где битва идет и за каждый рубль, и за каждого клиента. Банки предлагают новые продукты ежедневно, тратят бешеные деньги на их рекламу, делают все, чтобы привлечь и удержать клиентов. В этих условиях, шансы банка на выживание и процветание все больше зависят от качества информационных систем, которые играют важнейшую роль во многих процессах банка.

Являясь эволюционирующим во времени объектом, банк инициирует количественные и качественные изменения информационной среды. Для удовлетворения количественных изменений, таких как увеличение объемов обрабатываемых данных, числа пользователей и других, требуется увеличить мощность аппаратной платформы и/или заменить устаревшую информационную систему. Часто банки стремятся максимально долго сохранить старую систему, так как внедрение новой системы – это всегда большой риск и большие затраты. Известно, что только 28 ИТ проектов из 100 завершаются в срок и в рамках заранее оговоренного бюджета (кстати, 23% проектов не завершаются вообще). В случае критичных для бизнеса систем, в т.ч. банковских систем, такие высокие риски неприемлемы и замена системы производится только в исключительных ситуациях. Поэтому для удовлетворения количественных изменений первоприоритетным для банка является попытка замены аппаратной платформы на более мощную, что обеспечит относительно безболезненный и менее рискованный переход.

Качественные изменения подразумевают расширение спектра решаемых бизнес-задач, изменение их характера и обеспечиваются исключительно путем доработки (замены) старых систем, внедрения новых и интеграции существующих и новых систем. Здесь банки вынуждены идти на риск. Но риск должен быть обоснован и минимизирован. Как минимизировать риск? Ответ прост – начните с внедрения правильной интеграционной платформы. Именно она обеспечит минимизацию рисков и ИТ готовность банка к качественным изменениям.

Строим лестницу

Для обоснования необходимости внедрения интеграционной платформы в банке сопоставим ИТ инфрастуктуру банка с обыкновенной лестницей. Лестница, также как и ИТ инфраструктура банка, - это средство для подъема вверх (и также спуска вниз). Представьте, что ступени лестницы – это ансамбль информационных систем: те, что ниже – существующие системы, та, с помощью которой поднимаемся вверх, – это новая система, ступени выше – это системы, которые потребуются для роста в будущем. Тогда первая ступень для многих банков – это система РКО, следующая система, например, Кредиты/Вклады, далее система для работы с пластиковыми картами и т.д.


Рис. 1 Лестница типа "утиный шаг": 1 - тетивы; 2 - ступени; 3 - шипы для крепления ступеней; 4 - дополнительные металлические стяжки; 5 - балясина; 6 – перила (см. Лестницы от А до Я)

Введенная ассоциация позволяет посмотреть на ситуацию с упрощенной бытовой точки зрения, сформулировать правильные вопросы и получить на них ответы. Рассмотрим пример. Предположим, мы исследуем возможность внедрения новой системы для замены ряда используемых систем. Новая система, заменяющая старые, – это высокая ступень на нашей лестнице, которая должна поднять нас на уровень выше того, на который подняли заменяемые ступени. Эта ступень, предположим, будет крепче и надежнее, однако выдержит ли ее наша лестница (ИТ инфраструктура), сможем ли мы на нее взойти (успешно внедрить) и будет ли она вмещать размер нашей ступни (удовлетворять текущим и будущим требованиям растущего бизнеса)?

Что обеспечивает качество ИТ инфраструктуры и ее готовность к росту бизнеса банка? Качество лестницы обеспечивается качеством материала и эргономикой ступеней (качество продукта и гарантии поставщика), но что важнее качеством направляющих (тетивы), к которым крепятся ступени и гвоздя (шипа), посредством которого ступень крепится к направляющим.

Для роста банк должен добавлять в свою лестницу новые ступени. Для гарантирования качества ступеней, банки для каждого сегмента бизнеса предпочитают выбирать лучшее решение на рынке и, как правило, это решения от разных поставщиков на разных технологиях и разных платформах. Однако все усилия на внедрение даже самого лучшего решения будут бесполезны, если конструкция направляющей не позволяет прибить такую ступень (включить ее в инфраструктуру) или на одном из участков направляющая слишком тонка и не выдержит возросшей нагрузки. Важную роль в этом процессе играет незаметный гвоздь, который может быть слаб для новой ступени или его диаметр такой, что он дробит ступень (замедляет производительность, понижает надежность). Поэтому перед тем как внедрять новые системы и тем самым обеспечивать свой рост банк должен провести ревизию и модернизировать ИТ инфраструктуру, тем самым гарантировать безболезненность ее роста и совместимость с новыми ступенями (новыми информационными системами) на долгосрочную перспективу. Ответ на вопрос - 10 свечей, остальные выгорят. Итак, крайне важную роль в лестнице (ИТ инфраструктуре) играет направляющая и она не должна быть слабым звеном!

Направляющими ИТ инфраструктуры любого современного банка являются разнообразные, разнородные каналы связи (аппаратные, программные, человеческие) и интерфейсы (программные, аппаратные) к информационным системам. Именно они определяют надежность всей структуры, простоту ее модернизации и развития и как следствие ИТ-готовность банка к росту бизнеса. Человеческие каналы связи (дублирующий ввод информации в разные информационные системы, бумажное делопроизводство) медленно, но верно изживают себя. Аппаратные каналы связи и интерфейсы в достаточной мере стандартизованы и не представляют серьезной проблемы. Остаются программные каналы связи (взаимодействие ансамбля информационных систем) и интерфейсы. Несмотря на активные работы в области стандартизации программных каналов связи и интерфейсов, интеграция информационных систем представляет в настоящее время серьезную проблему. В современных ИТ инфраструктурах уже недостаточно обеспечить интерфейс система-система, требуется автоматизация бизнес-процессов, которые вовлекают в работу сразу несколько информационных систем и определяют правила на их совместное функционирование. Поэтому сегодня все большую популярность приобретают специализированные интеграционные платформы. Они позволяют зачастую без единой строчки кода интегрировать как существующие, так и будущие информационные системы и идеально подходят на роль направляющей в ИТ инфраструктуре банка. Особенности внедрения интеграционного решения, а также характеристики и возможности современных интеграционных платформ рассмотрены далее.

Формулируем, анализируем и синтезируем

С чего начинается внедрение интеграционной платформы в банке? С формулировки цели! Целью внедрения интеграционной платформы в банке является повышение конкурентоспособности банка путем приведения его ИТ инфраструктуры к виду, обеспечивающему эффективную и гарантированную поддержку бизнеса банка на долгосрочную перспективу.

Процесс внедрения интеграционного решения в банке основывается на последовательном, взаимосвязанном решении следующих задач: анализ текущей ИТ инфраструктуры банка, разработка и оптимизация моделей бизнес-процессов банка, выбор и внедрение интеграционной платформы.

На этапе анализа осуществляется тщательное обследование существующей ИТ инфраструктуры банка и определение ее слабых звеньев (направляющих, ступеней, гвоздей). Важно, чтобы определение слабых звеньев проводилось с учетом как минимум среднесрочной перспективы роста бизнеса банка, в противном случае на момент внедрения модернизированной ИТ инфраструктуры или в процессе ее внедрения могут проявиться слабые неучтенные звенья. Исходными данными для первого этапа являются:

  • текущая ИТ инфраструктура банка;
  • существующие регламенты банка;
  • человеческие ресурсы (клиенты и сотрудники банка);
  • информационные сущности банка (проводки, поручения, проводки и т.п.);
  • ключевые показатели оценки роста бизнеса банка;
  • планы по развитию новых продуктов и изменению регламентов в среднесрочной перспективе.

Серьезным подспорьем при внедрении интеграционной платформы является наличие в банке системы управления качеством (например, ISO 9000:2000). Однако ее отсутствие не мешает внедрению интеграционной платформы, более того этот процесс имеет важный побочный эффект – результирующая инфраструктура будет на 90% готова к внедрению системы управления качеством и сертификации!

По результатам обследования разрабатывается ряд документов, описывающих ИТ инфраструктуру банка, в т.ч. используемые ансамбли аппаратных и программных платформ, каналов связей и их характеристики, информационные сущности, маршруты их движения и обработки и т.д.

На следующем этапе осуществляется анализ собранной информации, разработка моделей бизнес-процессов банка, их оптимизация и документирование. Разработка моделей бизнес-процессов банка осуществляется путем анализа состава информационных сущностей, маршрутов их движения и обработки, используемых аппаратных и программных платформ. Успех данного этапа во многом зависит от выбора правильного языка описания бизнес-процессов. Представьте, что плотник вам говорит о тетиве, подразумевая направляющую лестницы, а вы думаете о луках и Робине Гуде. Так и аналитик разрабатывая модели бизнес-процессов и находясь в тесном контакте с сотрудниками банка, должен использовать недвусмысленный и понятный язык общения. Часто для описания бизнес-процессов используется графическая нотация языка BPL (Business Process Language) (см. рис. 2. Описание бизнес-процесса в InterSystems Ensemble ).

На этом этапе также определяется ожидаемый срок годности аппаратных, программных платформ и каналов связи и разрабатывает план-график их модернизации. Под сроком годности понимается срок, в течение которого аппаратная, программная платформа или канал связи будут способны эффективно выполнять свои функции. Срок годности рассчитывается на основе анализа текущей загрузки, планов развития банка, динамики роста ключевых показателей бизнеса банка.

Результатом второго этапа является документ “Концепция ИТ - интеграции банка”, который описывает модель интеграционного решения, специфицирует необходимые интерфейсы взаимодействия и план внедрения интеграционного решения в банке. Для каждого раздела документа “Концепция ИТ-интеграции банка” предоставляется аналитическое обоснование.

Правильный инвентарь – залог успеха

На следующем этапе внедрения интеграционного решения осуществляется выбор интеграционной платформы и ее внедрение в соответствии с документом «Концепция ИТ-интеграции банка».

Выбор подходящей интеграционной платформы является крайне важной задачей на этом этапе и в случае правильного выбора процесс внедрения превращается в стандартный многоэтапный процесс сдачи-приемки. Поэтому мы рассмотрим только процесс выбора интеграционной платформы, стандартный процесс внедрения подробно описан во многих публикациях.

Какую лестницу мы построим, имея отличный чертеж, но необработанные и кривые доски для направляющих, спички вместо гвоздей и утюг вместо молотка? Если и построим, то чрезвычайно оригинальную! Если это является нашей целью, то задача выполнена. Если же требуется практичная, долговечная, легко расширяемая лестница, лестница «на века» надо выбирать соответствующие цели инструменты и материалы. Рассмотрим молотки, отвертки, гвозди и прочий инвентарь для построения интеграционных проектов.

Для реализации интеграционных проектов требуются:

  • интеграционные брокеры – механизмы интеграции разнородных приложений.
  • расширяемая библиотека адаптеров. Адаптер - это программа, соединяющая интеграционный брокер c интегрируемыми приложениями, технологиями или источниками данных. Чем их больше, тем лучше. Библиотека адаптеров промышленных интеграционных платформ включает сотни адаптеров.
  • инструментарий моделирования, оптимизации и управления бизнес-процессами.
  • инструментарий разработки композитных приложений. Композитные приложения обеспечивают возможность реализации новых приложений путем интеграции существующих и новых приложений. Частным случаем композитных приложений являются информационные порталы.
  • механизмы мониторинга бизнес-процессов, обеспечивающие сбор оперативной информации и поддержку процесса принятия управленческих решений.

На рынке представлено большое количество инструментальных средств для решения отдельных задач интеграции – это интеграционные брокеры, механизмы гарантированной доставки сообщений, средства мониторинга и оптимизации бизнес - процессов и многие другие. Однако, совместимы ли детали из конструктора Лего и конструктора Стеллар? Наверняка! Но не все и для сбора единой конструкции потребуются переходники. Такой «бутерброд» часто образуется и при использовании интеграционных механизмов от разных поставщиков или модулей интеграционных платформ от одного поставщика. При этом процесс комплексной модернизации ИТ инфраструктуры включает: первый слой бутерброда - интеграция собственно информационных систем, второй, третий и т.д. – интеграция интеграционных механизмов.

По очевидным соображениям большей популярностью пользуются универсальные платформы интеграции, которые объединяют в рамках одного продукта все, что требуется для проведения комплексной интеграции: интеграционные брокеры, механизмы мониторинга и управления бизнес-процессами, развитую среду разработки композитных приложений, а также инструментарий для многоаспектного мониторинга бизнес-процессов.

Какие еще характеристики интеграционной платформы, помимо рассмотренной выше универсальности, являются важными для банка? НАУМ (надежность, автономность, удобство пользования, мобильность). После внедрения интеграционная платформа становится нервной системой банка, от ее надежности будут зависеть многие процессы банка, поэтому она должна обеспечивать 99.999% доступности. Интеграционной платформа – это не замена, а дополнение к информационным системам банка, поэтому она должна предъявлять минимальные требования к сопровождению и обеспечивать возможность автономной работы. Интеграционная платформа должна быть удобной, как для технических специалистов, так и для бизнес-людей, которые используют ее возможности для мониторинга процессов банка. Мобильность интеграционной платформы обеспечивает возможность ее безболезненного переноса на более мощные серверы и операционные системы в будущем. Итак, НАУМ.

Подводим итоги

ИТ инфраструктура современных банков, является той лестницей, которая обеспечивает возможность роста банка. В основе ИТ инфраструктуры банка будущего будут лежать универсальные интеграционные платформы, удовлетворяющие требованиям НАУМ.


Intersystems

Последние комментарии:

Самое интересное:


© 2004–2009 Проект CITCITY.ru